Неавторизованный пользователь

логотип компании Спутникгрупп Подготовка к экзамену

Машинист насосных установок. Машинист технологических установок

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ПРОФЕССИЯМ:  

«МАШИНИСТ НАСОСНЫХ УСТАНОВОК»

«МАШИНИСТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ НАСОСОВ»

Устройство и принцип действия насосов

1.    Общие сведения о насосах

2.    Классификация насосов

3.    Схема устройства и принцип действия центробежных насосов

4.    Схема устройства и принцип действия поршневых насосов

5.    достоинства и недостатки насосов различных типов

6.    Кавитация в насосах

7.    Параллельная и последовательная работа насосов в сети

8.    Эксплуатация центробежных насосов

 1.    Общие сведения о насосах.

Насосы представляют собой гидравлические машины, предназначенные для перемещения жидкостей под напором. Преобразуя механическую энергию приводного двигателя в механическую энергию движущейся жидкости, насосы поднимают жидкость на определенную высоту, подают ее на необходимое расстояние или заставляют циркулировать в какой-либо замкнутой системе.

Насосная установка — насосный агрегат с комплектующим оборудованием, смонтированным по определенной схеме, обеспечивающей работу насоса.

Основными параметрами насосов, определяющими диапазон изменения режимов работы насосной станции, состав ее оборудования и конструктивные особенности, являются напор, подача, мощность и коэффициент полезного действия. Напор представляет собой приращение удельной энергии жидкости на участке от входа в насос до выхода из него. Выраженный в метрах напор насоса определяет высоту подъема или дальность перемещения жидкости.

Подача характеризуется объемом жидкости, подаваемой насосом в напорный трубопровод в единицу Времени, и измеряется в м3/с, л/с или м3/ч. Мощность, затрачиваемая насосом, необходима для создания нужного напора и преодоления всех видов потерь, неизбежных при преобразовании подводимой к насосу механической энергии в энергию движения жидкости по трубопроводу. Измеряемая в кВт мощность насоса определяет мощность приводного двигателя и суммарную мощность насосной станции.

Коэффициент полезного действия учитывает все виды потерь, связанных с преобразованием насосом механической энергии двигателя в энергию движущейся жидкости. КПД определяет экономическую целесообразность эксплуатации насоса при изменении остальных его рабочих параметров (напора, подачи, мощности). Давление насоса — величина, характеризующая интенсивность сил жидкой среды на выходе из насоса, измеряется в Паскалях (Па).

Геометрическая высота всасывания — разность отметок оси насоса и свободного уровня жидкости в приемном резервуаре.

Подпор — отрицательная геометрическая высота всасывания (насос расположен ниже уровня жидкости в резервуаре).

Кавитационный запас — запас удельной энергии жидкой среды на входе в рабочее колесо, равный превышению напора жидкой среды на всасывании над давлением парообразования в жидкости.

 2. Классификация насосов

Насосы являются одним из наиболее распространенных видов машин, причем их конструктивное разнообразие чрезвычайно велико, поэтому классификация насосов по их назначению весьма затруднительна. Более логична классификация, основанная на различиях в принципе действия. С этой точки зрения насосы могут быть разделены на два вида: динамические и объемные.

В динамических насосах жидкость движется под силовым воздействием в камере постоянного объема, сообщающейся с подводящими и отводящими устройствами. В зависимости от вида силового воздействия на жидкость динамические насосы, в свою очередь делятся на лопастные насосы и насосы трения.

Объемные насосы работают по принципу вытеснения жидкости из камеры за счет уменьшения ее объема. Периодическое изменение объема камеры происходит за счет возвратно-поступательного или вращательного движения рабочего органа насоса. Попеременное заполнение камеры перекачиваемой жидкостью и ее опорожнение обеспечивается клапанными устройствами входного и выходного патрубков насоса. В динамических насосах жидкость движется под силовым воздействием в камере постоянного объема, сообщающейся с подводящими и отводящими устройствами. В зависимости от вида силового воздействия на жидкость динамические насосы делятся на лопастные (перемещение жидкой среды происходит путем обтекания лопасти) и насосы трения. По направлению движения потока жидкости лопастные насосы подразделены на центробежные (жидкая среда перемещается через рабочее колесо от центра к периферии) и осевые (жидкая среда перемещается через насос в направлении его оси), а по конструкции отвода жидкости от рабочего колеса - на насосы с направляющим аппаратом, спиральным, полуспиральным или кольцевым отводом.
Осевые насосы в зависимости от возможности изменения положения лопастей относят к жестколопастным, у которых положение лопастей рабочего колеса относительно ступицей постоянно, или к поворотно-лопастным, у которых положение лопастей рабочего колеса регулируется.

Как правило, лопастные насосы не обладают свойством самовсасывания. Объемные насосы работают по принципу вытеснения жидкости из камеры за счет уменьшения ее объема. Периодическое изменение объема камеры происходит за счет возвратно-поступательного или вращательного движения рабочего органа насоса. Попеременное заполнение камеры перекачиваемой жидкостью и ее опорожнение обеспечиваются клапанными устройствами входного и выходного патрубков насоса.


Рис 1. Классификация насосов 

Возвратно-поступательные насосы подразделены на поршневые плунжерные, которые могут быть однопоршневыми (одноплунжерными) и многопоршневыми (многоплунжерными). Возвратно-поступательные насосы подразделены на насосы одностороннего действия (вытеснение жидкой среды из рабочей камеры происходит при движении поршня или плунжера в одну сторону) и двустороннего действия, у которых вытеснение жидкости происходит при движении поршня в обе стороны.
По виду перекачиваемой среды насосы подразделены на водяные, нефтяные, песковые, шламовые, кислотные и т.д.

Конструктивное исполнение насосов различных типов определяется видом их рабочих органов.

3. Схемы устройства и принцип действия центробежных насосов

К числу лопастных насосов, нашедших большое распространение, относятся центробежные, осевые и диагональные насосы. Работа этих насосов основана на общем принципе - силовом взаимодействии лопастей рабочего колеса с обтекающим их потоком перекачиваемой жидкости.

Центробежные насосы

В зависимости от требуемых параметров, назначения и условий работы в настоящее время разработано большое число разнообразных конструкций центробежных насосов. По числу рабочих колес различают одноступенчатые и многоступенчатые насосы. В многоступенчатых насосах перекачиваемая жидкость проходит последовательно через ряд рабочих колес, насаженных на общий вал. Создаваемый таким насосом напор равен сумме напоров, развиваемых каждым колесом. В зависимости от числа колес (ступеней) насосы могут быть двухступенчатыми, трехступенчатыми и т.д.

По способу подвода жидкости к рабочему колесу различают насосы с односторонним подводом и двусторонним подводом, или так называемые насосы двустороннего входа.

По способу отвода жидкости от рабочего колеса различают насосы со спиральными и турбинными отводами. В насосах со спиральным отводом перекачиваемая жидкость из рабочего колеса поступает непосредственно в спиральную камеру и затем либо отводится в напорный трубопровод, либо но переточным каналам поступает к следующим колесам. В насосах с турбинным отводом жидкость, прежде чем попасть в спиральную камеру, проходит через систему неподвижных лопаток, образующее особое устройство, называемое направляющим аппаратом.

По компоновке насосного агрегата (расположению вала) различают насосы горизонтальные и вертикальные.

По создаваемому напору различают насосы:

а) низконапорньие — с напором до 20 м. вод. ст.;

б) средненапорньте — с напором 20-60 м. вод, ст.;

в) вьтсоконапорные — с напором более 60 м. вод. ст.

Основным рабочим органом центробежного насоса является свободно вращающееся внутри корпуса колесо, насаженное на вал. Рабочее колесо состоит из двух дисков (переднего и заднего), отстоящих на некотором расстоянии друг от друга. Между дисками, соединяя их в единую конструкцию, находятся лопасти, плавно изогнутые в сторону, противоположную направлению вращения колеса. Внутренние поверхности дисков и поверхности лопастей образуют так называемые межлопастные каналы колеса, которые при работе заполнены перекачиваемой жидкостью.

При вращении колеса на каждую часть жидкости, находящейся в межлопастном канале, будет действовать центробежная сила:


Под воздействием этой силы жидкость выбрасывается из рабочего колеса для обеспечения непрерывного движения жидкости через насос необходим (обеспечить подвод перекачиваемой жидкости к рабочему колесу и отвод ее от него


Рис. 2 Поперечный разрез центробежного насоса

Жидкость поступает через отверстие в переднем диске рабочего колеса по всасывающему патрубку и всасывающему трубопроводу. для отвода жидкости в корпусе насоса имеется расширяющаяся спиральная камера (в форме улитки), куда и поступает жидкость, выбрасываемая из рабочего колеса.

Центробежный насос состоит из корпуса, у которого два патрубка всасывающий — для входа жидкости, и напорный — для выхода. В корпусе находится рабочее колесо, которое состоит из двух дисков. Задний диск сплошной передний в виде широкого кольца. У кольцевого диска есть выступ, за счет которого в центре рабочего колеса образуется всасывающая камера. Между дисками находятся лопасти, которые загнуты «назад» по отношению к направлению вращения рабочего колеса. Между лопастями образуются изогнуты каналы. Рабочее колесо жестко насажено на вал насоса и вал насоса соединяется валом электродвигателя. В том месте, где вал насоса выходит из корпуса, имеются сальниковые уплотнения. Сальники со стороны всасывания препятствуют попаданию в корпус насоса воздуха, а со стороны напора препятствуют тому, чтобы из насоса не вытекала жидкость. Вал насоса опирается на подшипники. Подшипники бывают двух типов: качения и скольжения. Подшипник качения состоит из внутреннего и наружного кольца, между которыми находятся шарики в обойме. Внутреннее кольцо жестко закрепляется на валу, а наружное - 1 корпусе подшипника. Для уменьшения силы трения подшипники смазываютс5 маслом или солидолом. Температура подшипников не должна быть больше температуры окружающей среды более чем на 40°С.

Жидкость из всасывающего трубопровода поступает во всасывающий патрубок, и дальше - в центр рабочего колеса во всасывающую камеру. При вращении рабочего колеса она захватывается лопастями и центробежной силой отбрасывается к стенкам корпуса. В корпусе вокруг рабочего колеса находится улиткообразный канал, который расширяется по мере увеличения расход жидкости и в конце его ширина равна диаметру напорного патрубка. Вода попадает в улиткообразный канал, в котором скорость движения воды уменьшается, давление возрастает. Жидкость под давлением поступает в напорный патрубок дальше — в напорный трубопровод. При работе насоса во всасывающем патрубке поддерживается разряжение, за счет которого насос непрерывно качает жидкость

В результате возникновения разряжения во всасывающей камере насоса возникают следующие явления:

1. Осевое усилие. Вал насоса вместе с рабочим колесом всегда стремится сдвинуться в сторону всасывания. Для компенсации осевого усилия применяют: один из подшипников насоса является не только опорным, но и упорным, также устанавливают гидравлическую пяту. Это камера, в которой находится разгрузочный диск, а к нему из напорного патрубка под давлением подается жидкость. Поэтому давление со стороны всасывания и напора одинаковое.

2. Попадая во всасывающую камеру насоса, жидкость может вскипать на рабочем колесе. Возникает явление, которое называется кавитация — это нарушение сплошности потока жидкости. На рабочем колесе возникают гидравлические удары, которые разрушают металл колеса и вызывают вибрацию.

Центробежные насосы с одним рабочим колесом создают давление не больше, чем 8 кг/см2. Для увеличения давления на выходе из насоса применяют многоступенчатые насосы. У них на одном валу насажено несколько рабочих колес (до 11), давление на выходе из насоса будет складываться из суммы парциальных давлений, полученных на каждом колесе. Это насосы марки ЦНС (центробежный насос секционный).

Напор одноступенчатых центробежных насосов достигает 120 м, подача - 30 м3/с. Многоступенчатые насосы развивают напор до 2000 м при подаче 0,08 0,1 м3/с. КПД меняется в широких пределах - от 0,85 до 0,9 у одноступенчатых насосов и 0,4 - 0,45 у высоконапорных многоступенчатых.

Для увеличения производительности насосов, которые не требуют большого давления, применяются насосы с двусторонним всасыванием. В основном это сетевые насосы. У них один сплошной диск и с каждой стороны имеются два кольцевых диска. Жидкость заходит на рабочее колесо двумя потоками, а выходит одним. Производительность насоса увеличивается в два раза. Это насосы марки Д (двусторонний подвод жидкости).

Центробежный насос простейшей конструкции состоит из следующих основных деталей: корпуса, крышки, рабочего колеса, уплотнения, подшипникового кронштейна, вала.

Рабочее колесо лопастных насосов состоит из втулки и лопастей, соединенных с ней непосредственно или при помощи одного или двух дисков. Подвод — канал для направления жидкой среды к рабочему колесу, обеспечивающий осесимметричный ее поток с равномерным распределением скоростей с минимальными гидравлическими потерями.

4. Схема устройства и принцип действия поршневых насосов

У объемных насосов движение рабочего органа может быть возвратно-поступательным или вращательным, поэтому их разделяют на две группы: к первой группе относятся поршневые, плунжерные и диафрагменные насосы; ко второй - шестеренные, винтовые и другие.

Поршневой насос одностороннего действия состоит из корпуса, внутри которого расположены рабочая камера с всасывающим и напорным клапанами и цилиндр с поршнем, совершающим возвратно-поступательное движение. К корпусу присоединены всасывающий и напорный трубопроводы. Вращательное движение вала приводного двигателя преобразуется в возвратно-поступательное движение поршня с помощью кривошипно-шатунного механизма.

При ходе поршня вправо в цилиндр засасывается объем жидкости где - ход поршня, Р - площадь поршня. При ходе поршня влево этот же объем вытесняется в напорный трубопровод. Таким образом, насос одностороннего действия за один оборот кривошипа совершает один цикл всасывания и один цикл нагнетания (рабочий). Теоретическая подача насоса в этом случае составляет



где п - частота вращения кривошипа, об/мин.


Действительная подача меньше теоретической вследствие запаздывания закрывания напорного и всасывающего клапанов, утечек через клапаны, сальниковые и поршневые уплотнения, а также за счет выделения воздуха или газов из перекачиваемой жидкости.

Поскольку возвратно-поступательное движение поршня осуществляется с помощью кривошипно-шатунного механизма, скорость поршня изменяется от нуля в мертвых положениях кривошипа до максимума в среднем положении. Аналогичным образом меняется во время рабочего хода поршня и подача насоса. Эти обстоятельства определяют основной недостаток поршневых насосов одностороннего действия - прерывистую и неравномерную подачу.

Существует несколько способов уменьшения неравномерности движения жидкости в системе, соединенной с поршневым насосом. Одним из них является применение поршневых насосов двустороннего действия, у которых камеры с клапанами располагаются по обе стороны цилиндра и поэтому движение поршня в любую сторону является рабочим: циклу всасывания в левой камере соответствует цикл нагнетания в правой, и наоборот.

Подача поршневого насоса двустороннего действия почти вдвое больше. подачи насоса одностороннего действия. Другим весьма эффективным способом является использование многопоршневых насосов с параллельным включением цилиндров, поршни которых приводятся в движение от общего коленчатого вала.


НЕИСПРАВНОСТИ ПРИ РАБОТЕ ПОРШНЕВОГО НАСОСА: 

1. Отсутствие подачи жидкости после пуска насоса.

Причины: Чрезмерное снижение уровня жидкости в приемном резервуаре неисправность приемного клапана; попадание воздуха в насос в результате неплотностей фланцевых соединений подводящего трубопровода; закрыта задвижки на подводящем трубопроводе; неплотность посадки всасывающих клапанов насоса

2. Снижение подачи насоса по сравнению с расчетной.

Причины: Попадание в насос воздуха; увеличение утечек перекачиваемой жидкости через сальниковые уплотнения; чрезмерное возрастание вязкости перекачиваемой жидкости.

3. Чрезмерный нагрев подшипников и сальниковых уплотнений насоса. 

Причины: Недостаточная подача смазки к подшипникам; сильная загрязненность масла; излишняя затяжка сальникового уплотнения.

4. Сильный стук в насосе.

Возможные причины: Поломка пружин клапанов; отсутствие воздуха в воздушных колпаках; ослабление крепления поршня; увеличение зазора между пальцем крейцкопфа и вкладыванием шатуна; ослабление крепления штока с крейцкопфом; ослабление крепления крышек подшипников вала.

5. Достоинства и недостатки насосов различных типов

Центробежные насосы обеспечивают плавную и непрерывную подачу перекачиваемой жидкости при высоких значениях КПД. Относительно несложное устройство обеспечивает высокую их надежность и достаточную долговечность. Простота непосредственного соединения с высокооборотными двигателями способствует компактности насосного агрегата и повышению его КПД.

К недостаткам центробежных насосов следует отнести ограниченность их применения в области малых подач и высоких напоров, что объясняется снижением КПД при увеличении числа ступеней. Известные сложности в эксплуатации насосных установок с центробежными насосами возникают также из- за необходимости их заполнения перекачиваемой жидкостью перед включением в работу.

Несомненными достоинствами поршневых насосов являются высокий КПД и возможность подачи незначительных жидкости под сколь угодно большим давлением. В то же время неравномерность подачи, сложность соединения с приводным двигателем, наличие легко изнашивающихся клапанов, тихоходность, а, следовательно, большие размеры и масса исключают возможность их широкого применения.

6. Кавитация в насосах

Кавитация - это нарушение сплошности жидкости, которое происходит в тех участках потока, где давление, понижаясь, достигает некоторого критического значения. Этот процесс сопровождается образованием большого числа пузырьков, наполненных преимущественно парами жидкости, а также газами, выделившимися из раствора. Находясь в области пониженного давления, пузырьки увеличиваются и превращаются в большие пузыри. Затем эти пузыри уносятся потоком в область с давлением выше критического, где разрушаются.

Результаты многочисленных экспериментальных исследований и опыт эксплуатации различного гидравлического оборудования указывают на появление сильных вибраций при возникновении кавитации. Разрушение, или «захлопывание» кавитационных пузырей при переносе их потоком в область с давлением выше критического происходит чрезвычайно быстро и сопровождается своего рода гидравлическими ударами. В большинстве случаев кавитация сопровождается разрушением поверхности, на которой возникают и некоторое время существуют кавитационные пузыри. Это разрушение, являющееся одним из самых опасных последствий кавитации, называют кавитационной эрозией. Механические повреждения рабочих органов гидравлических машин в результате кавитационной эрозии могут за относительно короткий срок достигнуть размеров, затрудняющих нормальную эксплуатацию машин и даже делающих ее практически невозможной. Для нормальной бескавитационной работы насоса необходимо, чтобы давление на входе в насос р1 было больше критического, в качестве которого принимают давление рпар насыщенных паров перекачиваемой жидкости. 

7. Параллельная и последовательная работа насосов в сети
7.1. Параллельная работа насосов 

Параллельной работой насосов называется одновременная подача перекачиваемой жидкости несколькими насосами в общий напорный коллектор. Необходимость в параллельной работе нескольких одинаковых или разных насосов возникает в тех случаях, когда невозможно обеспечить требуемых расход жидкости подачей одного насоса. Центробежные насосы могут работать параллельно при условии равенства развиваемого напора. Если один из насосов имеет напор меньше, чем другие, то он может быть подключен на параллельную работу. При повышении напора в системе этот насос может принимать участие в работе, но его КПД будет падать. При достижении максимального напора подача насоса будет равна 0. дальнейшее увеличение напора приведет к закрытию обратного клапана и выключению насоса из работы. Поэтому для параллельной работы следует подбирать насосы однотипные с равными или незначительно отличающимися напорами и подачами.



7.2. Последовательная работа насосов

Последовательной называется работа насосов, при которой один насос подает перекачиваемую жидкость во всасьивающий патрубок другого насоса, а последующий подает ее в напорный трубопровод.
Последовательное соединение применяют в тех случаях, когда необходимо при постоянном расходе увеличить напор, что невозможно сделать одним насосом.

8. Эксплуатация центробежных насосов

Подготовка к пуску:

  • проверить и убедится в надежности крепления насоса к фундаменту, наличии и закреплении кожуха муфты, отсутствии посторонних предметов, наличии заземления;

  • проверить наличие и уровень масла в масляной ванне (смазки в подшипниках);

  • проверить состояние сальников;

  • проверить от руки легкость вращения ротора насоса (ЦНСГ положение риски);

  • кратковременным включением электродвигателя убедится в правильности вращения вала.


Пуск насоса:

  1. Убедиться, что вентиль слива жидкости из корпуса насоса закрыт, а воздушник открыт.

  2. Открыть задвижку на всасывающем трубопроводе и залигь насос до тех пор, пока из воздушника не пойдет струя жидкости. После этого закрыть воздушник.

  3. Проверить правильность вращения электродвигателя кратковременным его включением.

  4. Пустить в работу электродвигатель.

  5. Открыть задвижку на напорном трубопроводе. Проверить по манометру давление.


Работа насоса:

  • периодически проверять показания манометра;

  • периодически проверять температуру подшипников, которая не должна превышать 60-70 °С;

  • периодически проверять смазку подшипников;

  • следить за состоянием сальников (прокапывание —60 капель/мин.);

  • следить за состоянием соединительной муфты.

Переход с рабочего насоса на резервный

  • заполнить резервный насос жидкостью;

  • включить электродвигатель резервного насоса;

  • одновременно на резервном насосе открывать, а на рабочем закрывать арматуру на напоре;

  • после закрытия арматуры на напорном трубопроводе выключить электродвигатель рабочего насоса;

  • сделать запись в сменном журнале о переходе с рабочего насоса на резервный с указанием времени

ОСТАНОВКА ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА

  1. Закрыть задвижку на напорном трубопроводе.

  2. Остановить электродвигатель — НАСОС В РЕЗЕРВЕ.

  3. Закрыть задвижку на всасывающем трубопроводе.

  4. Открыть вентиль слива жидкости из корпуса насоса.

 

При эксплуатации насоса необходимо тщательно следить за состоянием уплотнений. Чрезмерная затяжка сальников с перекосом буксы приводит к интенсивному износу набивки и нагреву сальникового узла. Если сальник нагревается, нажимную буксу следует равномерно окать.

В процессе работы насоса необходимо проверять состояние смазки подшипников и разгрузочных узлов. Температура подшипников не должна превышать 60°. Остановку насосного агрегата, как и его пуск, можно осуществить из операторной насосной станции или по месту. Различают нормальную и аварийную остановки насосного агрегата.

Нормальная остановка насосного агрегата производится для отключения насоса при снижении производительности, вывода его в ремонт и т.п. Аварийная остановка насосного агрегата производится при поломке насоса или электродвигателя, отклонении основных технических параметров работы агрегата или неисправности на линейной части трубопровода. Аварийную остановку насосного агрегата можно осуществить кнопкой экстренного отключения на щите насосного агрегата в операторной или кнопкой, установленной непосредственно у насоса в машинном зале, а также автоматически при срабатывании одной из защит агрегата. Помимо перечисленных случаев агрегат останавливают в аварийном порядке при появлении дыма из подшипников или торцевых уплотнений насоса, появлении дыма или искр из электродвигателя, сильного запаха горящей изоляции и при несчастном случае.


НЕИСПРАВНОСТИ В РАБОТЕ ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА:
  1. Насос не качает. Попадание воздуха в подводящий трубопровод и насос, закрыта задвижку на подводящем трубопроводе, неисправности в задвижках или обратном клапане, отсутствие перекачиваемой жидкости в насосе и подводящем трубопроводе.

  2. Насос при работе вибрирует. Ослабли болты фундамента, не совпадают ось вала насоса и вала электродвигателя (нарушение центровки).

  3. Сальники после набивки «горят». Отсутствие или недостаточный расход охлаждающей жидкости; износ набивки сальника; чрезмерная затяжка сальника.

 ПУСК, ОСТАНОВКА И ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСОСНОГО АГРЕГАТА.

 Пуск насоса — наиболее ответственная операция при обслуживании насосной установки. Перед пуском насоса проверяют наличие и правильность подключения контрольно-измерительных приборов, состояние муфтового соединения насоса с электродвигателем, исправность заземления электродвигателя. Категорически запрещается пускать насос в работу при закрытой входной задвижке. 

Пуск насосного агрегата осуществляется из операторной насосной станции, местного диспетчерского пункта или по месту установки из машинного зала. После того, как насос наберет номинальную частоту вращения и будет достигнуто необходимое давление, полностью открывается задвижка на нагнетательном трубопроводе. Во избежание перегрузки электродвигателя необходимо следить за показаниями амперметра, не допуская увеличения силы тока выше установленной.

После пуска насосного агрегата необходимо прослушать его и убедиться в нормальной работе, а также проверить показания контрольно-измерительных приборов, контролирующих температуру среды и подшипников, наличие вибрации, утечек и т.д. Показания приборов записывают в журнал.

Обкатка производится в пределах рабочей части характеристик насоса до окончания необходимых регулировок и достижения установившейся температуры основных узлов и агрегатов. Продолжительность обкатки фиксируется в журнале. Обычно обкатка считается законченной, если насос непрерывно проработал в течение 72 ч.

Непосредственно после обкатки необходимо проверить центровку насоса и сравнить ее с данными формуляра. При продолжительных результатах обкатки составляется акт сдачи смонтированного агрегата в эксплуатацию.

При эксплуатации насосного агрегата необходимо тщательно следить за состоянием уплотнений. Чрезмерная затяжка сальников с перекосом буксы приводит к интенсивному износу набивки и рубашки вала, нагреву сальникового узла. Если сальник нагревается, нажимную буксу следует равномерно отжать.

В процессе работы насоса необходимо проверять также состояние смазки подшипников и разгрузочных узлов. Температура подшипников не должна превышать 60°С.

Остановку насосного агрегата, как и его пуск, можно осуществлять из операторной насосной станции, диспетчерского пункта и по месту. Различают нормальную и аварийную остановку насосного агрегата.

Нормальная остановка насосного агрегата производится при снижении производительности трубопровода, вывода его в ремонт и т.д.

Аварийная остановка насосного агрегата производится при поломке насоса или электродвигателя, отклонении основных технических параметров работы агрегата или неисправности на линейной части трубопровода. Аварийную остановку насосного агрегата можно осуществить кнопкой экстренного отключения на щите насосного агрегата в операторной или кнопкой, установленной непосредственно у насоса в машинном зале, а также автоматически при срабатывании одной из защит агрегата. Помимо перечисленных случаев агрегат останавливают в аварийном порядке при появлении дыма из подшипников или торцевых уплотнений насоса, появлении дыма или искр из электродвигателя, сильного запаха горящей изоляции и при несчастном случае. Особенно тяжелые последствия может вызвать непосредственный контакт между вращающимися и неподвижными металлическими деталями насоса, в результате разрыва сплошности потока. При этом наблюдаются удары и шумы во всасывающем трубопроводе и насосе, снижение давления, создаваемого насосом, резкие колебания нагрузки электродвигателя.

После остановки насосного агрегата необходимо убедиться в отсутствии обратного вращения ротора и в полном закрытии обратного клапана. При обратном вращении, свидетельствующем о неплотности обратного клапана, насос должен быть выведен в ремонт. Задвижки на всасывающем и нагнетательном трубопроводах закрывают. для автоматического или ручного пуска резервного насосного агрегата необходимо обеспечить возможность его быстрого ввода в эксплуатацию. На резервном агрегате должны быть открыты все вентили и краны и осуществляться непрерывная подача масла к подшипникам. Не реже одного раза в месяц агрегат, находящийся в резерве, запускается и машинист следит за исправной его работой и за работой датчиков и контрольно-измерительных приборов, установленных на нем.

Агрегат, которому предстоит периодический осмотр или устранение обнаруженных дефектов, выводится из резерва. Если при выводе агрегата или какого-либо узла их снимают с фундамента, оборудование должно быть законсервировано. Состояние работы, резерва или консервации насосного агрегата должно регулярно фиксироваться в журнале. 

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ НАСОСА И ИХ УСТРАНЕНИЕ

 Во время пробных пусков или в процессе эксплуатации насоса могут возникнуть различные неполадки в его работе, вызванные неправильным монтажом или обслуживанием, а также естественным износом деталей. Все неполадки обладают характерными признаками, по которым они и распознаются. Своевременное определение неполадок и устранение их не только удлиняет срок службы насоса, но и намного сокращает время простоя оборудования, практически исключая возможность возникновения аварий.


Таблица 1.
Характерные неисправности насоса
и способы их устранения.

 


Неисправность, внешнее появление и дополнительные признаки

Вероятная причина

Способ устранения

Насос не создает необходимого напора и подачи

Насос не заполнен жидкостью

 

Обратное направление вращения ротора

 

 

Рабочее колесо установлено в направлении, обратном вращению ротора

 

Неплотности приемного клапана

 

Неплотность во всасывающем трубопроводе или уплотнениях насоса, при этом ваккуумметр показывает нуль

 

Закрыта напорная задвижка насоса

 

Большая высота всасывания

Заполнить насос жидкостью

 

Обеспечить правильное направление вращения ротора

 

Правильно установить рабочее колесо и заново

Отбалансировать ротор

 

Осмотреть клапан и устранить неплотности

 

Осмотреть трубопровод и уплотнения и устранить неплотности

 

 

Открыть задвижку

 

 

Проверить по вакуумметру и осмотреть всасывающий трубопровод

Повышенное потребление насосом энергии при его пуске

Открыта задвижка на напорном трубопроводе (в насосах высокого давления)

 

Неправильно установлены рабочие колеса или разгрузочный диск (трение между колесом насоса и боковыми поверхностями направляющего аппарата)

 

Засорилась трубка, отводящая жидкость от разгрузочного устройства

 

Заедание уплотнительных колец

 

 

 

Отключена одна фаза от электродвигателя

Закрыть или призакрыть задвижку на время пуска

 

 

Проверить и устранить неправильную сборку

 

 

 

 

Осмотреть и очистить трубку

 

 

 

Проверить от руки вращение ротора и, если он вращается туго, устранить заедание

 

Проверить линию электропитания

Уменьшение подачи насоса в процессе его работы

Снижение числа оборотов привода

 

 

 

Просачивание воздуха во всасывающий трубопровод или в корпусе насоса через уплотнение

Увеличение сопротивлений в напорном трубопроводе

 

 

Засорилось рабочее колесо

 

 

Увеличение высоты всасывания

 

 

Механические повреждения: износились уплотняющие кольца, повредилось рабочее колесо

Проверить двигатель и устранить обнаруженную неисправность

 

Проверить трубопровод, подтянуть или сменить уплотнение

Проверить все задвижки и места засорений трубопровода, очистить их

 

Осмотреть и прочистить колесо

 

Проверить по вакуумметру, осмотреть всасывающий трубопровод и фильтр

 

Сменить неисправные детали на новые

Перегрузка двигателя

Частота вращения выше расчетной

 

 

Подача насоса выше допустимой (напор меньше расчетного)

 

Механические повреждения двигателя или насоса

Проверить двигатель и устранить обнаруженные неисправности

 

Прикрыть задвижку на напорном трубопроводе

 

 

Проверить насосный агрегат и устранить обнаруженные повреждения

Уменьшение напора насоса в процессе его работы

Уменьшение частоты вращения двигателя привода

 

Наличие газа в жидкости в результате неплотностей во всасывающем трубопроводе и уплотнениях насоса

 

Повреждение напорного трубопровода

 

 

Механические повреждения: износились уплотняющие кольца, повредилось рабочее колесо

Проверить двигатель и устранить обнаруженную неисправность

 

Проверить всасывающий трубопровод; подтянуть или сменить уплотнения

 

Прикрыть задвижку напорного трубопровода, осмотреть его. При обнаружении течи насос отключить и устранить дефект

 

Сменить неисправные детали на новые

Вибрация и шум в насосе

Ротор насоса не отбалансирован при замене запчастями

 

Агрегат расцентрован

 

Увеличены масляные зазоры во вкладышах подшипников

 

 

Попадание посторонних предметов в проточную часть

 

Вибрация трубопровода

 

 

Частичное засорение рабочего колеса

 

Прогиб вала, заедание вращающихся частей насоса

 

 

Явление кавитации

Отбалансировать ротор

 

 

Отцентрировать агрегат

 

Перезалить вкладыши подшипников или заменить запасными

 

Прочистить проточную часть

 

Устранить вибрацию трубопровода, подтянуть его крепление

 

Осмотреть и прочистить насос

 

Сменить поврежденные детали

 

Уменьшить подачу насоса, прикрыв напорную задвижку;

Уменьшить сопротивление во всасывающем трубопроводе и герметизировать его соединения;

Увеличить подпор

Повышение температуры подшипников

Недостаточное поступление масла к подшипникам

 

 

Грязное масло

 

 

Расцентровка роторов

 

 

Малы масляные зазоры и не обеспечено прилегание вала по вкладышу

Увеличить отверстие дроссельной шайбы на входе масла в подшипник

 

Прочистить маслопроводы и маслосистему. Заменить масло

 

Отцентрировать насосный агрегат

 

Увеличить зазоры. Пришабрить вкладыш по валу


Машинист насосов должен уметь быстро и безошибочно обнаружить неисправности в работе насоса, определить причину и своевременно устранить ее. При любых неполадках насоса его останавливают и производят осмотр и устранение неисправностей.

   

 

× ТЕкст